?
Журнал Александра Киреева: о политике, выборах и не только. [entries|archive|friends|userinfo]
Александр Киреев

[ website | Электоральная география ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Союз поляков и русских в Литве [May. 15th, 2014|09:21 am]
Александр Киреев
[Tags|]

grezev, наблюдавший за президентскими выборами в Литве, отмечает, что русские уверенно голосовали за Вальдемара Томашевского, лидера Избирательной акции поляков Литвы. Он набрал сразу 8.2% - почти в два раза больше, чем на прошлых президентских выборах. В Вильнюсе у него было 17% голосов.  В Висагинасе, где русские составляют большинство, Томашевский набрал 52%, хотя поляков там 8%. То есть Томашевский действительно с огромным отрывом победил среди русских.

На фоне украинских событий союз поляков и русских в Литве смотрится примечательно. Такая славянская солидарность двух меньшинств. Правда, в таком союзе русских и поляков в Литве нет ничего нового, скажем, они сформировали общий блок для участия в выборах в Европарламент в 2004 г.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: temur25
2014-05-15 04:26 pm (UTC)
Многие поляки в Вильнюсе русскоязычны, и, вообще, в условиях отдаления от польской культуры в СССР, явно ближе к России ментально, чем к Литве:
http://ewushka.livejournal.com/1016788.html?thread=2339796&
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: andriy_lopata
2014-05-15 04:28 pm (UTC)
Ого! Не знав.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: temur25
2014-05-15 04:40 pm (UTC)
А ведь случаев ассимиляции с титульной нацией республики меньшинств, кажется, и не было при СССР. Пожалуй, все меньшинства знали русский язык лучше языка республики, в которой они жили.
Немцы в Казахстане, евреи в Средней Азии, армяне в Азербайджане и пр.
Да и в Грузии, до сих пор, в отдалённых районах армяне и азербайджанцы говорят по-русски лучше, чем по-грузински. В Тбилиси это, скорее, к старшему поколению относится, но всё же.
И плюс к тому, власти СССР явно ставили целью культурную ассимиляцию литовских поляков.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: 22he_travnya
2014-05-17 03:12 pm (UTC)
Известный вильнюсский исконник общается с председателем Русской Общины Украины:

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2014-05-15 04:31 pm (UTC)
Ну, вобщем, это видно даже по электоральной истории поляков в Литве. Они достаточно дружно голосуют за левых кандидатов или за альтернативных правым/националистическим кандидатам.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: grezev
2014-05-15 05:08 pm (UTC)
В это время я писал большой пост :)))
http://grezev.livejournal.com/465337.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: viru
2014-05-15 05:29 pm (UTC)
Если знать послевоенную историю поляков там, то ничего примечательного как раз.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexsas2645
2014-05-15 07:03 pm (UTC)
Я в Каунасе встречался с местными поляками. Не помню чтобы они говорили по-литовски или по-польски... только по-русски.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alekcnova
2014-05-16 08:30 pm (UTC)
Во время переписи 2001 года 80% литовских поляков назвали родным языком польский. Для сравнения, согласно переписи того же 2001 года только 13% поляков Украины назвали своим родным языком польский, в то время как 71% своим родным считают украинский, а 16% русский.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: bbb
2014-05-15 07:55 pm (UTC)
Тут еще может играть роль история послевоенного переселения поляков из Литвы и Украины в конце 40-х годов. На Украине выехали практически все, а в Литве переселение (скорее, выселение) затронуло только город Вилнюс, но не села Виленщины. В итоге Литву покинул весь польский образованный, профессиональный класс, а остались только крестьяне, отсеченные, таким образом, от польской "высокой культуры". Получилось нечто вроде того, что происходило в Белоруссии, где белорусский язык сохранялся в статусе сельского, домашнего, бытового - то есть такого, на котором "продвинутые городские люди" не говорят.

Интересно было бы посмотреть на динамику литовской ассимиляции поляков. Известно ведь, что изначально в литовском национальном движении было немало поляков (ну, или потомков когда-то давно ополяченных литовских родов), и даже один из лидеров Тарибы Нарутавичюс был родным братом первого президента Польши Нарутовича. Думаю, после 1921 года этот тренд резко пошел на убыль.
(Reply) (Thread)
From: 22he_travnya
2014-05-17 03:28 pm (UTC)
... один из лидеров Тарибы Нарутавичюс был родным братом первого президента Польши Нарутовича (c) bbb

А родной брат де-факто лидера украинского этноса в межвоенный период Андрея Шептицкого был министром обороны Польши
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шептицкий,_Станислав

Edited at 2014-05-17 04:14 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: bbb
2014-05-17 08:24 pm (UTC)
Да, конечно, я в курсе. Но все-таки в случае польско-украинского пограничья в общем и целом имел место устойчивый конфессиональный маркер. Католики были поляками, униаты и православные - украинцами. На польско-литовском и, в значительной степени, польско-белорусском пограничье этот маркер не действовал, поэтому национальное самосознание могло оставаться размытым, пограничным более длительное время.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Андрей Солопенко
2014-05-16 06:48 am (UTC)
Александр, вы будете делать карты по электоральной географии первого тура президентских выборов в Литве? Кстати, поляки вместе с русскими делали общий список также и на выборах в европарламент 2009 года, и их кандидат Вальдемар Томашевский получил депутатский мандат, а судя по нынешней ситуации у них есть шанс провести в ЕП двух депутатов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dima1989
2014-05-17 11:52 am (UTC)
Да, в Вильнюсе действительно поляки если не русскоязычны, то билингвальны точно. И русский язык им действительно ближе литовского.
(Reply) (Thread)