?

Log in

No account? Create an account
Бани и ванны в индивидуальных домах сельской местности в России (по районам) - Журнал Александра Киреева: о политике, выборах и не только. — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Александр Киреев

[ website | Электоральная география ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Бани и ванны в индивидуальных домах сельской местности в России (по районам) [Aug. 15th, 2015|08:11 am]
Александр Киреев
Наконец-то могу поделиться своим монументальным трудом: бани/сауны и ванны/души в индивидуальных домах сельской местности в России. Эти карты тесно связаны между собой, что видно даже при первом взгляде на них: одна является почти полной противоположностью другой. Мы уже обсуждали аналогичные карты в разрезе субъектов федерации и обсудили само основное разделение между синими и красными ареалами. Но теперь у нас есть множество деталей для обсуждения. Некоторые вещи можно объяснить сходу, другие я объяснить затрудняюсь и прошу помощи зала.

Для начала некоторые чисто технические детали. В некоторых районах в индивидуальных домах сельской местности живет так мало людей (я выбрал 100), что их нет смысла закрашивать в тот или иной цвет. В ряде городов (то есть кружочков на карте) тем не менее есть более ста жителей в индивидуальных домах сельской местности, потому что к ряду городов  России приписаны и некоторые сельские населенные пункты. Поэтому такие кружочки закрашены. А большие города без таких сельских населенных пунктов, приписанных к ним, я оставил и закрасил нейтральным цветом - пусть они будут просто для лучшего ориентирования на карте.

Из очевидного:
1. Как красиво выделяется Немецкий национальный район и его округа в Алтайском крае! Азовский р-н в Омской области уже меньше - там и процент немцев ниже и район находится в южной степной части области, где меньше бань, но больше ванных и душей в домах. Кстати, само разделение в Омской области на карте бань тоже прекрасно.
2. А бывшие финские территории теперь уже видны! Не так же сильно, как Калининградская область, к тому же там уже начинаются благоустроенные пригороды Санкт-Петербурга, но все же видны!
3. На карте бань невероятные красивые, четкие, сильный переходы в Брянской, Тверской, Рязанской, Владимирской, Пензенской областях, особенно в карте бань (она ИМХО вообще несколько красивее получилась). Да и Московской области ее особая роль не помешала: все те же разделение. Хорош восток Воронежской области.  Зато большего я ожидал бы от Саратовской области.
4. В Карачаево-Черкесии очень сильно выделяются два района с русским большинством: Зеленчукский и Урупский. Тут гораздо больше бань и гораздо меньше ванных в домах.  Причем, видна даже разница с Краснодарским краем. Но в самом Краснодарским краем наблюдается очень красивый переход в сторону увеличение числа бань в более предгорных и гористых районах.
5. Аналогично в Калмыкии самые западные и русские Городовиковский и Яшалтинский районы ведут себя больше как русские районы Юга России, а не самой Калмыкии.
6. arkhip верно заметил в прошлом обсуждении о Волгоградской (если я не ошибаюсь, его родной) области: запад - казаки, а восток области - выходцы из более северного Поволжья. Особенно сильно видна разница между двумя частями области на второй карте.
7. В пригородных районах меньше бань, а больше ванных. Это легко объяснимо: просто лучшая благоустроенность. Именно она является следствием повышенного процента удобств в домах, и нет такой необходимости иметь баню.
8. Аналогично в ряде самых северных районов, типа бывшего Таймыра, части Ямала, Мурманской области, Камчатки и т.д. Там относительно немногочисленные сельские жители лучше благоустроены, чаще имеют ванну в доме и нет такой нужны иметь баню.
9. На карте бань очень хорошо видно разделение между более степными и более горными районами Приморского края и Амурской области. Даже в Башкортостане более гористая восточная часть, тяготеющая к Уралу явно отличается от западной, больше тяготеющей к Поволжью.
10. Очень хорошо закрасилась Свердловская область: какой красивый переход от центра к окраинам на карте ванных.
11. По ванным и душам очень хорошо разделился более равнинная северная и более гористая южная часть Дагестана. Даже не ожидал. В Чечне это меньше видно, но там и результаты переписи еще более сомнительны.
12. В Якутии на глаз вроде бы бань больше у русских и меньше у якутов. Хотя в самых северных районах процент бань опять же сильно падает, возможно, по тем же самым причинам, что и в других относительно благоустроенных районах северных районах в других субъектах федерации.

Тут я уже перехожу в область менее очевидных объяснений или того, где у меня вообще нет объяснения.
1. Моя родная Смоленская область. Я бы ожидал несколько другую картину. Но выделяется как раз скорее "пояс" внутри области: от Вяземского до Смоленского района. Прямо по пути от Москвы в Смоленск и на Запад. Может быть в этом как-то и есть дело?
2. Почему так мало бань в "поясе" между Самарой и Сызранью?
3. Совсем непонятно такое сильное разделение между двумя частями Тувы на карте бань. Кто может это разгадать?

Делитесь своими наблюдениями и объяснениями!



russia-banya-raions.png

russia-bathroom-raions.png
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: Boris Sorokin
2015-08-15 04:02 pm (UTC)
Ну да как-то у нас на юге индивидуальные бани не приживаются. Это скорее показатель статуса. А вот душик у всех дома есть.
(Reply) (Thread)
From: 22he_travnya
2015-08-15 04:28 pm (UTC)
В Тыве северо-восточная часть - лесотундра (на карте обозначено как III)



Собственно, часть банной части Тывы относится к Крайнему Северу и там живёт субэтнос ru.wikipedia.org/wiki/Тувинцы-тоджинцы, которые оленеводы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2015-08-15 04:32 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: n_avdeev
2015-08-15 05:20 pm (UTC)
Западная и Восточная Тува достаточно разные. В районах Западной русских нет совсем (буквально 5-10 русских семей на район), а восточнее есть смешанные поселки и даже несколько чисто русских сёл, которые кстати появились ещё до вхождения Тувы в состав СССР. Самый красный район - там русских как раз больше всего в %. Так что в Туве уд. вес бань зависит видимо от того как сильны контакты с русскими, в чисто тувинской среде их мало.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2015-08-15 05:26 pm (UTC)
Да, действительно хорошее объяснение, тоже спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: acer120
2015-08-15 06:17 pm (UTC)
Интересно, что с ваннами лучше в северной части Сахалина.

По Самаре-Сызрани - мб как раз эффект урбанизированной зоны? Там и с ваннами получше - надо полагать, значительная часть индивидуальных домов может быть вторым жильем окрестных горожан. Хотя версия слабая.

Еще из интересного -

казахский район в Саратовской и также в значительной степени казахские районы на юго-востоке Оренбуржья красиво видны.

В горном Дагестане ни бань, ни ванн.
(Reply) (Thread)
From: 22he_travnya
2015-08-15 07:31 pm (UTC)

В Дагестане множество комнат для омовения

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: temur25
2015-08-16 01:33 pm (UTC)
У финнов же должно быть, наоборот, много бань и саун.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2015-08-16 03:40 pm (UTC)
Много, но в тех краях в России они еще заменяют ванны, поэтому все же процент должен быть ниже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2015-08-16 05:52 pm (UTC)

Бани и ванны в индивидуальных домах сельской местност

User mnemtsev referenced to your post from Бани и ванны в индивидуальных домах сельской местности в России (по районам) saying: [...] Оригинал взят у в Бани и ванны в индивидуальных домах сельской местности в России (по районам) [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Denis Kataev
2015-08-16 06:41 pm (UTC)
В Пермском крае более 90 процента домов с банями оказалось только в районах со значимой долей национальных меньшинств - в бывшем КПАО это именно те районы, где коми пермяки - большинство населения, Бардымский район - башкирский, в трёх остальных южных районах татар от 15 до 35%.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barouh
2015-08-17 07:48 am (UTC)
а рекордные показатели обеспеченности душем/ванной - это сколько процентов? и где?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2015-08-17 02:16 pm (UTC)
Если считать с населением более 100 человек в сельской местности в индивидуальных домах, то в Заинске, Татарстан, 100% бань. По ваннам Нальчик 93%. Причем там выборка солидная- более 20 тыс. сельских жителей в индивидуальных домах.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dima1989
2015-08-22 11:29 am (UTC)
Офигенная карта!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: almukantar
2015-08-24 10:45 am (UTC)
А возможно ли построить карту по % домов с туалетами?

Edited at 2015-08-24 10:46 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2015-08-24 02:07 pm (UTC)
Да, но я ее не делал лишь потому что она будет очень и очень похожа на карту ванные/душ.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2015-09-24 05:35 pm (UTC)

Россия в цифрах: доступ к интернету, знание английског

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: judge_driss
2015-09-24 05:37 pm (UTC)
Получается, что чем жарче климат, тем больше бань? Удивительно)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2015-09-24 05:50 pm (UTC)
Так наоборот же.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ext_2832598
2015-09-24 09:08 pm (UTC)
страшная карта.. ведь это те самые исконно украинские земли, которые украинцы собираются возвращать (освобождать от кацапской оккупации) сразу после того как вернут крым. теперь у них есть карта где четко показано два разных типа бытовой культуры. т.е определить границу довольно легко.

Edited at 2015-09-24 09:09 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kolhoz59
2015-09-25 04:06 am (UTC)
У нас почти в каждом дворе есть баня. А у городских, которые дачи себе строят в нашей деревне и баня и ванная с душем есть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dim117
2015-09-28 09:27 am (UTC)
Ну не знаю по Тольятти вот - друг живёт в частниках - баня есть, у коллеги на даче - баня есть, у другого друга у родителей на даче - баня есть, может опрашивали у кого только квартиры?))
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>