?

Log in

No account? Create an account
Карта доли казаков по районам по переписи 2002 г. - Журнал Александра Киреева: о политике, выборах и не только. — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Александр Киреев

[ website | Электоральная география ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Карта доли казаков по районам по переписи 2002 г. [Dec. 24th, 2018|07:22 am]
Александр Киреев
[Tags|, ]

 Те, кто внимательно читает мой блог, возможно заметили, что я заменил тэг "Перепись 2010" на "Перепись". Это потому что некоторые интересные вещи были и в переписи 2002 г. Ну и после переписи 2020 по этому тэгу тоже можно будет размещать записи.

В переписи 2002 г. спрашивалось являются ли люди казаками. Казаков оказалось очень мало, наверное, гораздо меньше ожидаемого, поэтому, видимо, этот вопрос убрали из переписи 2010 г. Казаками назвали себя всего 140 тыс. человек или же 0.1% населения. Подавляющая часть их, разумеется, на Юге России, но все же не совсем там, где, наверное, предположит большинство. Я так догадываюсь, если бы людей на улице спросили в каком субъекте федерации проживает больше всего казаков, то большинство назвало бы Краснодарский край из-за фильма "Кубанские казаки". Но на самом деле абсолютное большинство людей, считающих себя казаками, живет в Ростовской области - 62% от всех казаков России. На втором месте Волгоградская область - 15%, и лишь на третьем Краснодарский край - 12.5%. В Ставропольском крае уже совсем мало - менее 3%. Сколько либо значимое присутствие еще среди русских в республиках Сев. Кавказа.

Мне было интересно посмотреть на картину по районам, в каких живут больше всего казаков. Но казаков обычно так  мало, что я закрашивать стал после показателя 50 на 100 тыс. человек. Почему я взял именно столько? Это уже чуть больше, чем одна семья в маленьком сельском районе. Итак, самый казачий район в России - Обливский в Ростовской области, где почти 44% назвали себя казаками. А в абсолютном выражении больше всего казаков в городе Белая Калитва, где их 14 тыс, то есть каждый десятый казак в России живет лишь в одном городе. Наиболее красивой оказалась картина в Волгоградской области: казаков меньше в Заволжье, на самом севере. Пониженный процент и в районах на Волге и самый повышенный в западных районах у Дона.

За пределами Юга России казаки встречаются совсем редко. Не какая-то случайная семья или две разве что в Еткульском р-не Челябинской области, сразу 90 человек - немало для такого относительно небольшого района и единственный оранжевый цвет за пределами Юга, не считая Южных Курил, но там просто очень мало людей. Еткуль - бывшая казачья крепость, хотя в ряде других мест, в истории которых казачество играло важную роль, казаками себя почти никто не называет.



Еще мне было интересно посмотреть интерес к теме "Казаки" в Google Trends. Я делал целую серию карт по разным темам в Google Trends, но проверить казаков мне тогда в голову не пришло. А карта получается достаточно красивой, и тут уже на первом месте Крадарский край, и немного от него остают другие самые казачьи субъекты федерации: Ростовская, Волгоградская области, Ставропольский край и Адыгея. Очень сильная разница между южной частью Центральной России и Поволжья и северной. Достаточно высок интерес и в ряде субъектов федерации Сибири и особенно Дальнего Востока, в истории освоения которых казачество играло заметную роль.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: timbes5
2018-12-24 03:34 pm (UTC)
разве в 2010 нет такого показателя? там было пару сотен вариантов национальностей и внутри уже >2 тыс., кажется, вариантов ответа, и там точно должны быть казаки
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2018-12-24 03:35 pm (UTC)
Да, но это уже не отдельный вопрос, как в переписи 2002 г.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sevabashirov
2018-12-24 04:35 pm (UTC)
Я так догадываюсь, если бы людей на улице спросили в каком субъекте федерации проживает больше всего казаков, то большинство назвало бы Краснодарский край из-за фильма "Кубанские казаки"

Да вы что, этот фильм и среди нынешних 60+ не сильно популярный, а 90%+ молодых его вообще не знают. Даже не могу вспомнить, чтобы видел его в телепрограмме, в отличие от многих других фильмов тех же лет. А вот Войско Донское (и его имперская область) - намного более известная сущность, это раз, и два - наиболее известный казак из шоу-бизнеса, Дмитрий Дибров, регулярно напоминает и о родном Ростове, и о казачьих корнях.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2018-12-24 05:16 pm (UTC)
Но выражение "Кубанские казаки" вошло же в народ, даже если и фильм уже непопулярный. Хотя может быть я ошибаюсь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: temur25
2018-12-24 04:43 pm (UTC)
Первое место не Новочеркасск ли?

Кстати, "Казаки" называлась очень популярная компьютерная игра, странно, что не влияет на карту запросов.

Edited at 2018-12-24 04:43 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2018-12-24 05:17 pm (UTC)
Нет, причем, он даже не в первой десятке по доле, хотя в первой десятке по абсолютному числу казаков.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sevabashirov
2018-12-24 05:08 pm (UTC)
Актуальный оффтоп

https://www.treetopia.com/Merry-Christmas-vs-Happy-Holidays-a/304.htm

И вообще сравнение Рождества и Нового года в географическом плане - благодатная тема.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2018-12-24 05:18 pm (UTC)
Да, но я бы ожидал куда более "правильную" карту. Даже странно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alon_68
2018-12-24 06:52 pm (UTC)
При этом кубанские - самые младшие и, если можно так сказать, наименее аутентичные, ибо они формировались организованно правительством.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alghenius
2018-12-24 07:36 pm (UTC)

Они аутентичные, потому что формировались из настоящих казаков, а не записанных в казаков крестьян.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_lesley
2018-12-25 06:53 am (UTC)
Интересно, откуда казаки в Вяземском районе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: avs80
2018-12-25 09:30 am (UTC)
Может, местечковая активность

Edited at 2018-12-25 09:37 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avs80
2018-12-25 09:33 am (UTC)
Мне кажется, сейчас карта выглядела бы по-другому. С тех пор довольно много усилий прилагалось для популяризации казачества. Так, Тамбовская карта сейчас уже была бы цветная.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aryan_magic
2018-12-25 11:23 pm (UTC)
Но так они и не настоящие казаки по крови, а ряженые клоуны. Так что, не считается.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: temur25
2018-12-25 03:27 pm (UTC)
Кстати, у меня одногруппник был с Белой Калитвы, и он говорил, что не казак.
(Reply) (Thread)