May 26th, 2014

Карта явки по избирательным окугам Украины

pollotenchegg выложил карту явки по округам. В комментах правильно указывают, что в округе в северной части Винницкой области просто ошибка - там на самом деле явка выше 70%, как и должно быть. Еще любопытна очень низкая явка у венгров в Закарпатской области и у румынов в Черновицкой, а раньше они очень хорошо голосовали за Партию Регионов. А так явка очень сильно коррелируют с уровнем "оранжевости" не только по областям, но и внутри областей!

Немножко о статистике явки на Украине

Некоторая статистика явки на Украине. В этом посте и в комментах в к нему я и другие пытались спрогнозировать явку по Украине, по Юго-Востоку без Донбасса и в Донбассе.

Явка по Украине составила 60%, но, как я писал, в явке не учитываются округа Донбасса, где выборы просто не состоялись. Реальная же явка была чуть более 55%. А если учесть и Крым с Севастополем то 52%.

На Юго-Востоке без Донбасса явка все же превысила половину - 50,7%. Но в Донецкой области реально проголосовало чуть более 3% от потенциальных избирателей, а не от внесенных в списки. То есть явка 15% в области - это лишь от 688 тыс избирателей (20% от количества избирателей области), внесенных в списки в тех комиссиях, где выборы состоялись.  То есть это 15% от тех 20%. В Лугаской области проголосовало 4,5% от потенциальных избирателей.  То есть явка 39% от 11,7% избирателей в списках для голосования.

Еще я писал, что доля Юго-Востока (включая Донбасс) должна опуститься с 47% в 2010 г. до примерно 30%. Так и произошло. Доля Юго-Востока среди голосующих составила всего 29%.

О проценте недействительных в Донбассе

В комментах к посту об экзит-полах, jetty_free заметил, что судя по выборке в Донбассе там был очень большой процент недействительных бюллетеней. Но это людей же спрашивали о том, за кого они голосовали. То есть люди сами говорили, что они испортили бюллетень. При этом некоторые даже не знали, что их бюллетень признан недействительным. А другие сказали, что испортили, но на самом деле не испортили. Но, насколько я понял (поправьте меня, если я ошибаюсь) в Донбассе опрашивали не на выходе с участков, а по телефону! То есть люди могли сказать, что голосовали, хотя реально этого не делали. Так по этому опросу 6,2% сказали, что уже проголосовали и еще 4,4% сказали, что проголосуют за оставшиеся до закрытия участков часы. Реально жe в Донецкой области проголосовало чуть более 3% от всех потенциальных избирателей, а в Луганской - 4,5%. Но об этом эффекте я уже много раз писал: люди не только преувеличивают свои намерения голосовать до выборов, но и после выборов некоторый процент респондентов упорно врет социологам и говорит, что проголосовал, хотя на самом деле не голосовал. То есть может быть некоторый процент тех, кто реально не голосовал, говорил, что испортил бюллетень или что-то типа "пришел на участок и послал их всех".

Так или иначе, мне интересно посмотреть на процент недействительных в Донбассе. Его вычислить можно если из ста процентов вычесть проценты за всех кандидатов. В Донецкой области процент недействительных действительно оказался очень высоким - 4%, а в Луганской области 4,5%. По Украине 1,5%.