?

Log in

No account? Create an account
Журнал Александра Киреева: о политике, выборах и не только. [entries|archive|friends|userinfo]
Александр Киреев

[ website | Электоральная география ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Недооценка рейтинга Тимошенко [Jan. 18th, 2010|11:55 am]
Александр Киреев
[Tags|, ]

И опять в который раз опросы недооценивают Тимошенко! Упорство с которым они это делают просто поражает: выборы 2002, 2006, 2007 и сейчас 2010 года. У нас были споры о том, что может быть на этот раз будет иначе, потому что Тимошенко - это власть, но нет, опять двацать пять. Двадцать пять процентов за Тимошенко все же больше, чем давал даже самый последний опрос КМИС, вышедший за 10 дней до выборов. По нему от голосующих у Януковича было 39,2%, у Тимошенко 22,5%. Отрыв почти 17%. В результате - всего 10%. В таблице и другие опросы, правда декабрьские. В них, правда, не только от голосующих, но пропорции по сравнению с Януковичем все равно оказываются несколько другими. Двукратный перевес Януковича над Тимошенко по версии ФОМ-Украина - это уже вообще чересчур. Разве что у Всеукраинской Социологической службы было более-менее нормально, правда, я мало что знаю об этой конторе. Но недооценка рейтинга Тимошенко все же видна даже по прогнозам в моем конкурсе прогнозов: 25% - это верхняя граница основной массы опросов. Средний же прогноз участников составил 22,8%, а ведь многие участники знали о недооценке рейтинга Тимошенко, ведь это даже в моем блоге уже неоднократно обсуждалось. И тут все же наверное дело не в том, что ее рейтинг растет в последние дни. На этот раз у нее не было тенденции к росту в течении всей кампании. То есть у нее где-то скрытый потенциал, который опросы упорно не могут найти.

 Дем. Иниц.ВСССОЦИСИСППФОМКМИС 
Янукович33,628,330,132,228,5 39,2
Тимошенко19,222,116,720,214,422,5
Тигипко9,27,37,28,2611,9
Яценюк6,17,955,86 5,9
Ющенко3,74,444,13,5 6,1
linkReply

Comments:
[User Picture]From: plojhar
2010-01-18 08:12 pm (UTC)
в таблице, которую Вы приводите, недооценены рейтинги _всех_ кандидатов, не только Тимошенко. Януковичу выше его процента дает только КМИС, Тигипко вообще никто, и т.д.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2010-01-18 08:18 pm (UTC)
Они не недооценены, просто там от всех опроешнных, а не от голосующих. Только по КМИС от голосующих.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autar
2010-01-18 08:18 pm (UTC)
Все просто. Тенденции к росту не было, поэтому и набрала 25, а не 30. Но ее электорат - это те люди, которые если уж сказали, что за нее - то на выборы пойдут. Поэтому прогнозировать Януковичу 39, исходя только из экстраполяции - я бы не стал, а вот Тимошенко добавил бы. Думал, она наберет 23-25, где-то так и есть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2010-01-18 08:19 pm (UTC)
А почему именно они пойдут, а не скажем, сторонники Януковича?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: soglyadataj
2010-01-18 08:24 pm (UTC)
Интересно, сколько раз можно повторять одну и ту же ошибку: ФОМ всегда дает цифры _от всех_, тогда как итоговый результат дается _от проголосовавших_. Соответственно при явке там в 66%, у Тимошенко, поданным ФОМ получилось бы, 21%. Это меньше полученных 25%, но Вы сами же говорите, что у Тимошенко была устойчивая тенденция к нарастанию, а данные ФОМа, которые Вы приводите, датируются 17-22 декабря. За месяц прирастить 4% голосов - нормальный показатель при активной кампании.
Я уж не говорю про странную модальность "соцслужбы недооценивают". приводимые цифры - это _не прогноз_, а всего лишь результаты опросов. Можно выдвигать гипотезы, почему и как у разных служб они получаются разными, почему в ходе опросов люди регулярно реже признаются, что будут голосовать за Тимошенко, чем делают это на самом деле - но это уже другая плоскость, другой разговор. Никакой "экспертной оценки" в публикуемые цифры не заложено.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2010-01-18 08:27 pm (UTC)
Во-первых, я знаю, что это от всех, поэтому и говорю смотреть на пропорции по сравнению с Януковичем! Во-вторых, где я говорю про экспертные оценки? Я и говорю про сами опросы. В-треттьих, у Тимошенко НЕ было устойчивой тенденции к нарастанию.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: kireev
2010-01-18 08:43 pm (UTC)
И как же образом воздействовали?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: trohy_snihu
2010-01-18 08:57 pm (UTC)

это, кажется, носит название "молчаливое большинство" )

плюс - тимошенко уже десять лет самая одиозная личность, "враг народа" в озвучке кучмы и ющенка, не говоря уже о донецких.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: kireev
2010-01-18 09:23 pm (UTC)
При таком раскладе голосов за Януковича и других кандидатов, да.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: les2
2010-01-19 06:33 am (UTC)

Покритикуйте, пожалуйста

Ох, какой интересный вопрос вы подняли... и какие ужасные комментарии. Попробую все-таки оставить еще один.

> опросы недооценивают Тимошенко!

Имеется в виду, конечно, то, что ее рейтинг непропорционально меньше результата на выборах.

> Упорство с которым они это делают просто поражает:

Такие слова действитльено позволяет заподозрить, что речь идет о том, что социологи действуют "умышленно занижая ее рейтинг". Но ведь вы не об этом?

> выборы 2002,

Тогда занижался также рейтинг Мороза.

> 2006, 2007 и сейчас 2010 года.

А еще в 2004 у Ющенко - согласитесь?

> У нас были споры о том, что может быть на этот раз будет иначе, потому что Тимошенко - это власть, но нет, опять двацать пять.

Вот и я так предполагал. Власть - начит боятся, значит рейтинг - фиктивный. И... не угадал. По моему прогнозу можете посмотреть.

И тут что-то одно: либо гипотеза моя не верна (тут я побробнее писал об этом http://kireev.livejournal.com/485811.html) либо... Тимошенко - не власть. Не воспринимается как власть.

Потому что если виновна власть, то ее нужно менять, не так ли?

Но вот если у власти есть враги - много врагов (Ющенко, Янукович, Балога, Мороз, Порошенко, любі друзі, Кучма, Медведчук - несть им числа...), то виновна не власть! А враги. Потому что "вона працює - вони заважають". "Вона" в "апазиции". Будучи премьером. Угу.

Бред, конечно, но кто говорит, что избиратель - существо разумное?

А "вона" - герой - образ архитипный. Которому мешают. Враги.

Собственно, в том то и вопрос: воспринимают ли Тимошенко как власть? Если да, гипотезу нужно как минимум пересматривать, если не отбрасывать. Если нет - тогда это путь к обьяснению наблюдаемого феномена в рамках той же гипотезы.

Напомним образы героев - "борцов за народное счастье": Ельцин (RIP), Мороз (политически RIP), Ющенко (RIP?) и... Конечно, Тимошенко. Скорее бы RIP.

> Двадцать пять процентов за Тимошенко все же больше, чем давал даже самый последний опрос КМИС, вышедший за 10 дней до выборов. По нему от голосующих у Януковича было 39,2%, у Тимошенко 22,5%.

Мм... это, вообще говоря, не сам опрос, а перерассчет рейтинга с отрасыванием альтернатив. Кстати, стоит отметить что рейтинг Януковича завышен.

> Отрыв почти 17%. В результате - всего 10%.

Подобного же рода вопросы возникали и при выборах 2004 года.

> В таблице и другие опросы, правда декабрьские. В них, правда, не только от голосующих,

Опять неточность. Есть рейтинги "от голосующих", и есть перерассчеты. Первые несут дополнительную информацию, вторые - нет.

> но пропорции по сравнению с Януковичем все равно оказываются несколько другими.

Именно об этом речь. Мы не можем, во всяком случае, в украинских условиях получить удовлетворительный прогноз на основе всего лишь перерассчета рейтинга.

> Двукратный перевес Януковича над Тимошенко по версии ФОМ-Украина - это уже вообще чересчур.

Вы же не хотите сказать, что если исследователи получили результат, который по чьему-либо мнению выглядит "чересчур", то им следут "подправить" свои результати, чтобы получилось "чур" ли "по чуру" или хотя бы несколько "чурее"? Уж что получили, то и следует публиковать, не так ли?

Другое дело, что критерий истинности - практика, и вот тут наши рейтинги действительно начинают хромать - на тимошенковскую ногу заметнее всего.

> Разве что у Всеукраинской Социологической службы было более-менее нормально, правда, я мало что знаю об этой конторе.

"Дыра, признаться, ужасная". Вот где-то такая контора. Репутация, по моей оценке, ниже среднего. Мягко говоря.
(Reply) (Thread)
From: les2
2010-01-19 06:38 am (UTC)

(продолжение)

> Но недооценка рейтинга Тимошенко все же видна даже по прогнозам в моем конкурсе прогнозов: 25% - это верхняя граница основной массы опросов. Средний же прогноз участников составил 22,8%, а ведь многие участники знали о недооценке рейтинга Тимошенко,

Ох, ну я знал - но вот посчитал, что мол "Тимошенко - власть", так теперь должно быть иначе. Считал бы "от прошлых выборов", наверняка получилось бы точнее. Но я считал иначе - и ошибся.

> ведь это даже в моем блоге уже неоднократно обсуждалось. И тут все же наверное дело не в том, что ее рейтинг растет в последние дни.

Да, вероятно. Хотя социологи, тот же Паниотто, если не ошибаюсь, именно быстрым ростом в последние дни перед выборами пытались обьяснить такой феномен. Но все таки, похоже, очень даже, дело не в том.

> На этот раз у нее не было тенденции к росту в течении всей кампании.

Да, не было. Даже скорее наблюдался некоторый спад с ноября месяца.

> То есть у нее где-то скрытый потенциал, который опросы упорно не могут найти.

Вот я и пытаюсь приписывать этот скрытый потениал припрятаному електорату. Другое дело, что где он, этот припрятанный електорат? И как его определять - обнаружить и замерить? (У физиков подобная проблема существует - называется темная масса вселенной. Потому что она должна по рассчетам где-то быть, но вот где - неясно. Поэтому - темная.)

Раньше я предполагал, что прибежище припрятанного електората - неопрелившиеся избиратели, которые на самом деле только якобы неопределившиеся. Но тепер мне представляется, что этого мало.

Что же, есть потенциально еще одно место, где можно поискать потерю. А именно, речь идет об отказниках - потенциальных респондентах опроса, которые отказывают интервьюеру. Уровень таких отказов может быть довольно высок - около 25%. В свое время такие числа публиковала, насколько припоминаю, Балакирева - Центр Социальный мониторинг.

Вот тут то может быть проблема. Возможно, причина заниженого рейтинга Тимошенко (как и других "героев") в том, что из-за наличия отказников выборка опроса "искривляется" специфическим образом, а попытки подправить эту выборку на основе, скажем, исключительно демографичеких показателей не позволяют достичь этого. А возможно, такие попытки даже и не предпринимаются (нужно уточнить). Таким образом ухудшается репрезентативность выборки, проявлением чего и является занижение рейтинга, но ведь социологи не могут опрашивать нужных респондентов принудительно.

Наконец то, скрытые сторонники Тимошенко могут прятаться в рейтингах других кандидатов, что все-таки, представляется мне совсем уж маловерятним. Но и такое обяснение в общем то возможно.

Обяснение же многоразового наблюдения несоответствия рейтингов и результата на выборах обсуждаемого кандидата ростом его рейтинга перед выборами следует признать неудовлетворительным.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2010-01-19 11:53 am (UTC)

Re: (продолжение)

Ого сколько Вы написали. Со многим я соглашусь.

=Такие слова действитльено позволяет заподозрить, что речь идет о том, что социологи действуют "умышленно занижая ее рейтинг". Но ведь вы не об этом?=

Разумеется не об этом!

=А еще в 2004 у Ющенко - согласитесь?=
Однозначно! То есть тут может быть дело не столько в личности Тимошенко сколько в недооценке оранжевого/западного/сельского электората.

=Мм... это, вообще говоря, не сам опрос, а перерассчет рейтинга с отрасыванием альтернатив. Кстати, стоит отметить что рейтинг Януковича завышен=
Ну так он же основан на цифрах самого рейтинга. Там от всех у Януковича было 29, а у Тимошенко чуть больше 17%. То есть как ни крути все равно этот же эффект.

=Вы же не хотите сказать, что если исследователи получили результат, который по чьему-либо мнению выглядит "чересчур", то им следут "подправить" свои результати, чтобы получилось "чур" ли "по чуру" или хотя бы несколько "чурее"? Уж что получили, то и следует публиковать, не так ли?=
Разумеется, но я говорю, что где-то у них методологическая ошибка, причем больше чем у других.

="Дыра, признаться, ужасная". Вот где-то такая контора. Репутация, по моей оценке, ниже среднего. Мягко говоря.=
Я вот это и подозревал. Возможно, они просто ближе угадали :-)

На счет объяснения скрытого электората - да, соглашусь, я думаю в том же направлении: они прячуться под "неопределившихся" (почему?) или отказники (почему?).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_polit_mo
2010-01-19 08:02 am (UTC)

2010-01-19 11:00.03

Ваш пост попал на страницы информационно-аналитического проекта
Politonline.Ru. Можете убедиться:
http://www.politonline.ru/?area=groupList
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rav_avraam
2010-01-19 09:23 am (UTC)

Кина небудет - электричество кончилось ! ! !

На западной Украине изобрели новый способ борьбы за избирателя !

Дабы неотвлекать на посторонние темы на телевидении и в интернете.

Тем кто " Неправильно ! " проголосовал, местные энергокомпании отключают электричество, с формулировкой "за незаконное подключение", хотя счета присылались и оплачивались регулярно.

Источник данных о "неправильно" проголосовавших оказался предельно прост и гениален !

Внимание ответ : Бюлетени номерные, по списку избирателей (номеру бюлетени соответствует ФИО и прописка) после сортировки бюлетений, вычисляются "неправильно" проголосовавшие и передаются по телефону данные.

Ну что господа демократы ждём гостей !

(данные переданы по телефону из 36 источников)
(кто за этим стоит можем только догадываться)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sya_aku
2010-01-19 11:59 am (UTC)
Одно радует - я в конкурсе прогнозов результат Юли и Вити угадала точно :)
А вот третье место - да, удивило :) Когда, кстати, итоги?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2010-01-19 12:05 pm (UTC)
А вот сейчас и готовлю!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timbes5
2010-01-19 02:07 pm (UTC)
Все эти "социолохи" продаются и покупаются. Из-за чего возникают весьма забавные конфузы, как с одной из "служб" 17 декабря.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-02-01 12:03 pm (UTC)

cfqyucexnb

jswunzrfwh
(Reply) (Thread)