Top.Mail.Ru
? ?
Журнал Александра Киреева: о политике, выборах и не только. [entries|archive|friends|userinfo]
Александр Киреев

[ website | Электоральная география ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Россия для русских" и национализм [Feb. 4th, 2011|01:04 pm]
Александр Киреев
[Tags|]

Я всегда крайне скептически относился к ежегодным опросам Левада-центра об идее "Россия - для русских". Каждый год нас пугают ужасными результатами по которым большинство россиян с этим согласны. Я же считаю, что большинство из согласных и понятия не имеет, что это "фашизм", а просто наивно соглашается с этим как с неким очевидным и безвредным утверждением: "как же Россия может быть не для русских?" Вот и по последнему опросу лозунг "Россия для русских" так или иначе поддерживают 58% респондентов. Но одновременно с этим, когда спросить россиян о национализме результаты получаются такими:

КАКИМ ОБРАЗОМ ОКРАШЕНО ДЛЯ ВАС ПО СМЫСЛУ СЛОВО "НАЦИОНАЛИЗМ"?

янв.11

положительно

8

нейтрально

38

отрицательно

44

затрудняюсь ответить

10



Интересно, правда? То есть даже для подавляющего большинства согласных с тем, что Россия должна быть для русских, смысл слова "национализм" не является положительным.  Ну а какова тогда ценность опроса об идее "Россия - для русских"? Для определения уровня национализма россиян - нулевая. Разве что ценность в том, чтобы показать, как фонды общественного мнения могут задавать вобщем-то бессмысленные вопросы, а СМИ результатами этих опросов манипулировать.
 


linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
From: 22he_travnya
2011-02-04 06:09 pm (UTC)
Вот бы иметь данные о голосовании каждой из этих частей общества на парламентских!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-02-04 06:13 pm (UTC)
В сысле согласных с идеей Россия для русских или по отношению к националистам? В любом случае, электорат Единой России будет наименее националистическим - в нем самая большая доля национальных меньшинств, а ЛДПР - самым националистическим. КПРФ, СР и демократы где-то посередине.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: marg_i_nal
2011-02-04 06:11 pm (UTC)

нет нации, нет демократии, нет современного гос-ва

Тут хочется с вами поспорить. И не о профессионализме Левады-центра, а о мифах. Очевидно, что для западной Европы и США миф национализма оказался крайне полезным, а в России само слово мутировало в какую-то непонятную субстанцию, придаток фашизма-отголосок идеологии НСДАП. А сегодняшней России очень нужна нормальная дискуссия о национализме.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-02-04 06:16 pm (UTC)

Re: нет нации, нет демократии, нет современного гос-ва

Я как раз и не думаю, что Левада-центр намеренно манипулирует. Даже не все СМИ намеренно манипулируют. Но и те и другие, пусть не догадываясь об этом, явно вводят любой в заблуждение. Ну а понимание национализма в разных странах действительно разное.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: demographer
2011-02-04 06:13 pm (UTC)

58%

заметно ниже доли.ру в населении.ру
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-02-04 06:17 pm (UTC)

Re: 58%

Ну, это-то понятно. Но я думаю, что даже среди 20% нерусских эта цифра была далеко не нулевой.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: frankensstein
2011-02-04 06:15 pm (UTC)
Думаю, что тут неточность как раз в том, что многие путают в силу своей дремучести национализм и нацизм. Или считают, что национализм - это когда против русских.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-02-04 06:20 pm (UTC)
Да, вполне вероятно, что и эти факторы были. Вобщем-то в этом и есть смысл моего поста: дремучих людей окончательно запутали непонятными для них вопросами, и на этом основании каждый год пишут про угрозу фашизма.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: soglyadataj
2011-02-04 06:27 pm (UTC)
Методика Левады это все-таки что-то с чем-то... Дают карточку, потом выкидывают из нее самый частый пункт (теракты), и строят динамику. Убиться веником:)
Но что видно (даже по этим кривым вопросам) - как в разгар кризиса проблема национализма четко отошла на третий план - динамика всех настроений между 07 и 09-ым годами - в сторону того, что ситуация стала спокойней.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pollotenchegg
2011-02-04 07:15 pm (UTC)
Само слово "Национализм" является отталкивающим еще с советских времен. Поэтому многие даже являясь де-факто националистами ни за что в этом не признаются.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dmitri_lytov
2011-02-04 07:23 pm (UTC)
Не успел заметить: Вы написали о том же, что и я, только намного короче.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitri_lytov
2011-02-04 07:21 pm (UTC)
Думаю, что большинство тех, кто отзывался о национализме негативно, к себе это слово не примеряли. "Национализм" - это где-то там, у них; у нас это "патриотизм". Не только советская власть, но вообще традиционное общество в целом вполне успешно воспитывают культуру называть идентичные явления разными словами - одно для "них" (плохое), другое для "нас" (хорошее), и мешать их ни в коем случае нельзя, смешивает их разве что дурак или наивный, а кому же хочется быть дураком.

С другой стороны, принцип "Греция для греков" (по происхождению), или "Корея для корейцев" вполне законодательно закреплён во вроде бы демократических государствах, и активно лелеется на бытовом уровне. В Греции из-за этого даже получается неловкая (для правительства, а не населения) ситуация - никак не удаётся гармонизировать иммиграционное законодательство с ЕС-овским, хотя формально Греция - член ЕС. Ну или Израиль, опять же. Нет, конечно, Россия едва ли пойдёт по пути Греции или Израиля - хотя бы благодаря своим размерам места ещё найдётся много и для многих. Поэтому угрозой реального фашизма лозунг "Россия для русских" станет разве что при очень большом и далеко идущем экономическом кризисе. Но для этого Путину надо очень постараться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-02-04 07:44 pm (UTC)
Вобщем-то со всем этим я, конечно, согласен. Я хочу сказать о том, что уровень националистических или фашистких настроений в России можно измерять и измеряют такими разными способами, что можно прийти к совершенно противоположным выводам. А уж опрос про "Россия - для русских" тут просто самый показательный пример.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profpr
2011-02-04 07:57 pm (UTC)
Да, очень забавно: "Америка - для американцев" воспринимается как тривиальность, в то время как "Германия - для немцев" - явный нацизм, а "Россия - для русских" - то ли патриотизм, то ли нацизм.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fortinbras
2011-02-04 09:17 pm (UTC)
Аналог "Америки для американцев" - "Россия для россиян."

Кстати, никогда такое про Америку не слышал, разве что "I am proud to be an American", но это несколько другое.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vasyl_babych
2011-02-04 08:45 pm (UTC)
Выскажу и своё мнение:
Для существования националистов необходимо существование Нации.
Нации не в понимании либералов - т. называемой "политической нации", а "нации-этноса". Нация - это высшая форма самосознания этноса.
Отсюда и вопрос: а существует ли вообще русский этнос? Кто являеться его ядром? Тот факт, что русский язык - славянский язык, не являеться достаточным, чтобы утверждать славянское происхождение русских. Ведь в те 80% русских, согласно переписи, может входить кто угодно, известны случаи записывание в них не то что неславянских - вообще небелых людей!
Русский "национализм" направлен в первую очередь на Государство, его развиие, и укрепление. С моей точки зрения, это не национализм.
Украинский - на украинскую Нацию (этнос). Государство для нас не цель, а средство, необходимое условие для достижение цели.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: terrykoo
2011-02-04 09:19 pm (UTC)
Ничего подобного. Национализм совсем не обязательно должен опираться на этнос. В Росии процветает культурный национализм, где "русская культура" трактуется очень широко и напрямую связана с языком на котором эта культура выражается. Но при этом данный национализм очень расистский, не случайно внутри страны термин "русский" часто понимается как "славянин" и противопоставляется кавказцам (хачам) или азиатам (чуркам).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: konsultant34
2011-02-04 09:44 pm (UTC)
Я не поддерживаю лозунг "Россия для русских", но слово "национализм" имеет для меня положительную окраску. Проблема в том, что нам слишком долго вдалбливали, что национализм - это плохо. Но понятия этого не раскрывали. Так что опрос-то нормальный. Бытовая ксенофобия и расизм в России очень сильны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dibrov_s
2011-02-04 10:48 pm (UTC)
Причина в том, что национализм - единственная реальная угроза существования империй. И единственный способ борьбы с ним - дискредитация.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: trohy_snihu
2011-02-05 01:22 am (UTC)
совковое [пост]советское сознание является шизофреническим - в нем мирно уживаются несовместимые ценности

а если копнуть поглубже - то и ценностей по сути никаких нет, есть лишь "наши" и "не наши"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bolshoi
2011-02-05 04:47 am (UTC)
Мне лозунг "Россия для русских" не нравится потому, что он ограничивает имперские возможности России, а я хочу видеть Россию империей. Но лозунг "кавказцы должны жить на кавказе" я бы поддержал. К термину "национализм" отношение негативное, если речь не о левом национализме Латинской Америки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lunar_shade_123
2011-02-05 07:27 am (UTC)
Ну а какова тогда ценность опроса об идее "Россия - для русских"?
Ценность в том, чтобы отделить реальное от воображаемого. Если слово "национализм" имеет в обществе негативную окраску, это не значит, что это же самое общество не поддержит его практические проявления.

То есть, навряд ли наберется хоть один процент респондентов, которым "понравится" слово ксенофобия (также имеет негативную окраску), но при этом более половины могут "ненавидеть американцев, чурок, негров" и называть Прибалтику "зоопарком".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: caunte
2011-02-05 11:30 am (UTC)
Вот видео подобного опроса в Сыктывкаре, который проводило Агентство "Бизнес-новости Республики Коми": http://www.youtube.com/watch?v=sq5nqNr6XBg
Там на этом канале в ютьюбе ещё много подобных опросов жителей Сыктывкара на разные важные темы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alekcnova
2011-02-06 09:28 am (UTC)

Как раз сегодня прочитал

Александр Храмов — «Ельцин как русский националист. Спор о 1990-х». Так что с вопросом что аткое русский национализм и кто в России является националистом ещё долго придётся разбираться

(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>