Top.Mail.Ru
? ?
Журнал Александра Киреева: о политике, выборах и не только. [entries|archive|friends|userinfo]
Александр Киреев

[ website | Электоральная география ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

В какой стране и какую власть захватил в дни путча Ельцин? [Aug. 16th, 2011|09:38 am]
Александр Киреев

Еще один удивительный опрос. Левада-центр задал россиянам такой вопрос:

С КАКИМИ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ПО ПОВОДУ ДЕЙСТВИЙ В ДНИ ПУТЧА БОРИСА ЕЛЬЦИНА ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ?
-Использовал смуту для того, чтобы захватить власть в  стране - 42%.

Во-первых, о какой стране идет речь? О России или об СССР? Россия тогда еще строго говоря страной не была (я понимаю, что еще в 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР, но тем не менее в августе 1991 г. РСФСР ни де-юре, ни де-факто страной не была), однако власть в РСФСР у Ельцина уже была - он тогда был законно избранным президентом РСФСР. В дни путча у Ельцина разве что прибавилось популярности и легитимности, но власти, строго говоря, у Ельцина в дни путча вообще не прибавилось. А в стране СССР у Ельцина власти не было - точнее, его власть за пределами РСФСР ни во время путча, ни после него не распространялась. Я еще понимаю, что можно сказать, что Ельцин захватил власть в сентябре-октябре 1993 года, или что Беловежские соглашения, по которым Ельцин стал полновластным президентом уже в стране Россия, были незаконными и т.д. Но какую власть и каким образом и в какой стране в дни путча захватил Ельцин вообще не понятно.


linkReply

Comments:
From: 22he_travnya
2011-08-16 01:50 pm (UTC)
однако власть в РСФСР у Ельцина уже была ...

Армия и спецслужбы не подчинялись ему (в большинстве), что же это за власть?
Денежно-кредитную политику он тоже не контролировал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-08-16 01:52 pm (UTC)
Ну да, это не власть руководителя страны, РСФСР страной же не была, но власть на местном уровне.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: 22he_travnya
2011-08-16 01:53 pm (UTC)
Так согласно Декларации о госсуверенитете РСФСР таки была страной !
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-08-16 02:14 pm (UTC)
Ну так написать-то они могли все что угодно :) Но признаков государственности в РСФСР все же в то время не было.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius1971
2011-08-16 01:51 pm (UTC)
составители соцопросов вызывают в последнее время много вопросов;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-08-16 01:52 pm (UTC)
И не только в последнее время :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bober_minsk
2011-08-16 02:01 pm (UTC)
С точки зрения обывателя - после путча Горбачев отдал власть Ельцину, а юридические тонкости мало кого волнуют :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-08-16 02:07 pm (UTC)
Примерно так. Во-первых, многое уже забылось (скажем, немало людей могут просто не помнить, что Ельцин во время путча уже был президентом), а то, что осталось - просто смешалось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasily_nosikov
2011-08-16 02:27 pm (UTC)
Я думаю там отвечают в основном чисто из эмоционального отношения. Ельцин - плохой? Плохой - ну, значит, конечно смуту использовал, ловил рыбку в мутной воде и постами ел мясо. А если хороший, то, конечно, мужественно выступил. А что там было в реальности, да кто это знает, путч какой-то, Конгре... ну в общем, темень, не видно не зги, но мнение, конечно, выразить надо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: profpr
2011-08-16 02:30 pm (UTC)
Как раз в этом я ничего удивительного не вижу - путч действительно стал главным (или одним из главных) событием, сделавшим Ельцина руководителем независимой страны. Мне вот эти ответы показались интересными: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПОМЕШАЛО УСПЕХУ ГКЧП В АВГУСТЕ 1991 ГОДА?
По мере укрепления "государственности" кардинально снизилось число считавших сопротивление народа и действия правительства России главными причинами поражения путча, и в лидеры вышла плохая подготовка руководителей путча. Хотя рациональное зерно в этом есть: хорошо подготовившиеся путчисты не проигрывают.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-08-16 02:34 pm (UTC)
Путч действительно привел к тому, что Ельцин стал руководителем независимой страны. Но вопрос же был о том, что делал Ельцин в ДНИ путча.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: profpr
2011-08-16 02:47 pm (UTC)
Да, я с вами согласен, вопрос очень плохо сформулирован, но думаю, что большинство отвечающих проинтерпретировало его так, как я написал. Что само по себе плохо для опроса.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2011-08-16 02:48 pm (UTC)
Да, как минимум, часть так интерпретировала. Хотя это не единственный фактор, который привел к такому ответу. Тут много причин для путаницы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_dolphin
2011-08-16 02:40 pm (UTC)
думаю, ни респонденты, ни (скорее всего) составители опроса, говоря о "стране", попросту не видят разницы между Россией и СССР
(Reply) (Thread)
From: 22he_travnya
2011-08-16 02:47 pm (UTC)
Но если и видят, то утверждение, что 22го августа Ельцин получил власть в РСФСР верно - именно тогда он овладел (в основном) контролем над силовиками на территории РСФСР.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: idelsong
2011-08-16 02:50 pm (UTC)
Конечно, Ельцин рисковал, заняв активную позицию во время путча. Но конечно, его рейтинг в результате этого неизмеримо вырос. Впоследствии он смог превратить рейтинг в реальную власть.

Он в такой же степени боролся за власть, как любой другой политик, принимающий смелое решение, популярное у его электората.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kopanga
2011-08-16 03:10 pm (UTC)
Думаю чем дальше будет уходить это время тем больше будет стираться разница между РИ, СССР и РФ. В целом не вдаваясь в юридические тонкости, путч действительно сделал Ельцина безоговорочным лидером уменьшившийся в размере России. Я бы не согласился с этим суждением, но особых противоречий в постановке вопроса не вижу.
(Reply) (Thread)