?

Log in

No account? Create an account
Журнал Александра Киреева: о политике, выборах и не только. [entries|archive|friends|userinfo]
Александр Киреев

[ website | Электоральная география ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Сравнение результатов референдума и голосования за Центр Согласия в Латвии [Feb. 20th, 2012|11:30 am]
Александр Киреев
[Tags|]

Когда я смотрел на результаты прошедшего референдума о статусе русского языка в Латвии, я обратил внимание, что там, где русскоязычных мало, процент за поправки был даже значительно меньше, чем процент голосов за "Центр Согласия" на прошлогодних парламентских выборах. А там, где русскоязычных много, то процент за поправки был выше или же сопоставим с процентом за "Центр Согласия". Я сделал вот такую карту, которая показывает процент голосов "за" на референдуме как долю от процента голосов за "Центр Согласия" на парламентских выборах (в целом по Латвии 87,7%).

Я понимаю, что небольшой процент русскоязычных еще голосовал за "Права человека в Единой Латвии" и даже за за Партию реформ Шлесерса. Но тут важна сама географическая картина. Действительно, очень четкая корреляция: там, где русских мало, там за поправки было в два, три и даже меньше раз, чем за ЦС. Правда, и за ЦС в этих местах был маленький процент. Скажем, было 3%, а стало менее 1%. А в самом русскоязычном юго-востоке даже рост был.

Но, что меня больше всего удивило, так это то, что в сельских округах, где латышей подавляющее большинство населения, а русских совсем мало, за поправки было значительно меньше, чем должен быть процент русских избирателей. А на Юго-востоке наоборот латышей среди избирателей было больше, чем было против поправок! Покажу это на примере краев, где было меньше всего или больше всего за поправки. Меньше всего было в Алсунгском крае - всего 0,55%, а 99,23% были против. На основе таких мест я и подумал, что латыши на 99% были против. Русских там всего 1,64%. А всех других национальностей кроме латышей и литовцев - 1,76%. Некоторые из них явно русскоговорящие. Но с другой стороны, не у всех гражданство. И явка среди русскоязычных была ниже. Но все же где-то 2% или почти 2% русскоязычных тут было. При этом Центр Согласия тут получил 3,90%. Учитывая, что не все русские за него голосуют, все же около 2% латышей или даже чуть больше тут за ЦС голосовали. Но на референдуме они все были против государственного статуса русского языка. И даже, видимо, большинство русскоязычных. Правда, русских там всего 27 человек по переписи. То есть тут уже пара семей может нарушить всю статистику. Однако, похожая картина и по ряду других сельских районов, где русских мало. ЦС был приемлимой партией для крошечного количетва русских в этих местах, и даже для небольшого процента латышей. Но в вопросе и статусе русского языка они уже голосовали иначе.

Может быть дело в том, что в почти чисто латышских районах выборы просто сфальсифицировали? Но тогда нам на том же основании надо предположить, что и в Зилупском крае или в Даугавпилсе они были сфальфицированы, но уже в пользу сторонников поправок. в Зилупском крае за поправки было 90,25%, а против всего 9,07%.  А ведь там латышей 23,7%! А среди избирателей, значит, еще больше. То есть, получается, тут даже большинство латышей было за поправки. Аналогично в Даугавпилсе. За поправки там было 85,18%, против 14,39%. А латышей там 18%. А среди тех, у кого есть гражданство, их доля точно больше 20%. А еще 14,4% поляков. Допускаю, что они тоже были за в подавляющем большинстве, но, наверное, все же не так дружно, как русские, белорусы, украинцы.

Поэтому у меня просто есть очевидное объяснение: там, где русских совсем единицы, особо и вопрос о  русском языке не понимается. Там у русских просто нет значительной общины (27 человек на весь Алсунгский край!) и они все владеют латышским как минимум в придачу к русскому. Поэтому там даже эти несколько русских семей в большинстве не голосовали за поправки. А на Юго-Востоке, особенно в местах, где русскоязычные в подавляющем большинстве, как Даугавпилс или Зилупском крае, вопрос о русском языке стоит совсем иначе и без него никак, поэтому там даже латыши за него голосовали в хорошей пропорции. Другое дело, что таких латышей, как в Зилупском крае, и таких русских, как в Алсунгском крае, очень мало. То есть подавляющее большинство русских живет, там где их много, и там русские тоже, видимо, голосовали за поправки на 98-99%. И подавляющее большинство латышей живет там, где они в большинстве, и там они тоже голосовали за поправки на 98-99%. Но когда я говорил, что латыши голосовали за поправки на 98-99% я ориентировался именно на места, где только они и живут. А с учетом вышесказанного, видимо, было может быть 90% за. Аналогично и с русскоязычными.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ljtimes
2012-02-20 04:36 pm (UTC)

Your post has been published on LJTimes

LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: corbulon
2012-02-20 04:42 pm (UTC)
Если вы дадите мне ссылку или пришлете файл с результатами референдума, то я смогу проверить его чисто статистическими тестами. Человеческое грубое вмешательство он выявляет отчетливо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2012-02-20 04:43 pm (UTC)
У меня только результаты по краям. Вы, видимо, имеете в виду результаты по участкам? Это уже надо вручную собирать на сайте ЦИК.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: corbulon
2012-02-20 04:47 pm (UTC)
Да, нужно по участкам...
Но если такие данные появятся, то дайте мне знать.

Кстати: я пересчитал российские выборы с точки зрения вероятности "честного" результата и вывесил. Мне кажется, что там интереснее получилось, чем раньше.
http://corbulon.livejournal.com/97153.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2012-02-20 04:52 pm (UTC)
http://www.tn2012.cvk.lv/ Можете попробовать собрать сами )) наверное пару часов на это уйдет.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: corbulon
2012-02-20 05:02 pm (UTC)
молодец! Так быстро повторили расчеты?
Уважаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: oranzhopa
2012-02-20 04:50 pm (UTC)
... они все владеют латышским как минимум в придачу к русскому. Поэтому там даже эти несколько русских семей в большинстве не голосовали за поправки

Неслучайно же и в Украине: чем младше тем меньше поддержка идеи госстатуса русского, поскольку выше уровень владения украинским.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2012-02-20 04:52 pm (UTC)
А есть опросы на эту тему?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitriy_dabb
2012-02-20 04:52 pm (UTC)
У меня много друзей в Даугавпилсе - как русских, так и латышей. Чтобы латыши в таких общинах голосовали "за" русский - это вполне нормально и объяснимо. Много русских друзей, определенная среда, понимание их бытовых проблем и так далее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kireev
2012-02-20 04:53 pm (UTC)
Ну да, наверняка таких Вы или друзья должны знать. Видимо, хорошие 40% латышей в Даугавпилсе за голосовали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitriy_dabb
2012-02-20 04:58 pm (UTC)
Да, и лично таких знаю, и по рассказам. Типа "в нашем доме латыши за русский, ибо живем дружно, никакого антагонизма, все за справедливость".

Знаю человека, который, будучи латышским националистом (!!!), голосовал "за" русский из соображений "лучше два языка, чем один". Правда, он еще желал бы, чтобы был третий государственный - немецкий или английский.

Знаю, напротив, латышского интернационалиста, никакого антагонизма к русским, сплошное дружелюбие плюс понимание проблем. Но он голосовал "против" на основании "если ввести русский вторым, латышский просто вымрет в отдельных регионах, нас и так немного".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: furyz
2012-02-21 12:28 am (UTC)
меня честно говоря удивила Рига - вполне русскоязычный город и за ЦС голосует, но тут довольно сильно против оказался
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mahtalcar
2012-02-23 09:06 am (UTC)
В Риге сосредоточена основная масса неграждан, которые не могли голосовать на референдуме.
273 тыс. за русский язык - из граждан. Это 25%.
А 319 тыс. неграждан. Если бы они получили гражданство, 50% за русский язык было бы в кармане.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ritvars
2012-02-21 07:56 am (UTC)
Nice! Both directions of assimilation in all glory.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: viru
2012-02-21 11:09 pm (UTC)
1. Не надо отождествлять национальность и язык.
Поляки такие же русскоязычные почти все.

2. В Латгалии в целом апатии намного больше (среди всех) и вероятно мобилизация там больше работала на русскоязычных, чем на конформистски настроенных латышей.
В отличии от всей остальной страны.
Ну и плюс латгальцы сами по себе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krievzeme
2012-02-23 12:12 pm (UTC)
В Латгалии живут не латыши, а латгалы. Это разные народы. И несмотря на единодушную русофобию латгальской интеллигенции (хотят выслужиться перед латышами как раньше перед поляками пресмыкались), среди простых латгалов реальное брожение - кто-то еще за русофобию цепляется, кто-то уже не боится выступать против чиулей.
А вы всё пытаетесь к латгалу подойти с той же меркой, что и к курляндскому чиулю.
(Reply) (Thread)
From: oranzhopa
2012-02-23 01:19 pm (UTC)
Разговорный язык латышей Резекне и Екабпилса латгальский или, всё таки, латышский ?
(Reply) (Parent) (Thread)